Круглый стол про детское психологическое кино
- Категория: Заметки о психодраме
- Опубликовано: 03.11.2015
Вчера я был модератором, и кроме этого сам коротко высказался на круглом столе посвященном психотерапевтическим возможностям детского кино, проводимом в рамках на кинофестиваля «Лучезарный Ангел». Вот текст моего выступления:
Добрый день уважаемые участники и гости. Меня зовут Павел Корниенко, я психолог-психодраматист, ведущий психологических групп. В своей работе я занимаюсь тем, что использую групповые методы для работы с людьми испытывающими трудности в психологической адаптации.
Психодрама — это один из старых и заслуженных методов психотерапии, который проявился когда-то из детских ролевых игр и театральных экспериментов. Суть психодрамы можно объяснить так — мы в группе, создаем для каждого участника такой «фильм», в котором участник становится главным героем и который сделан специально так, что он может помочь нашему герою разрешить его психологические сложности и излечить старые раны.
Дальше я хочу опереться на короткометражный фильм «Стыд и очки», который мы посмотрели. Помните, фильм начинался со сцены когда тикали часы и была звенящая тишина в классе? Помните потом, в фильме показано как мальчик слышит звук скрипящих шариковых ручек и слышит его так громко, как будто они скрипят у него в голове. В этих кадрах, уже проявляется главное достоинство этой короткометражки — нам показывают внутренний мир ребенка таким, каким он сам его переживает, а не таким, каким нам хотелось бы его видеть, когда мы не хотим про это особенно думать.
Я предположу, что этот фильм не будет обладать особым смыслом для детей, которые не переживали похожего опыта... Но!, для ребенка, который что-то похожее пережил в своей жизни — такой, даже весьма небольшой фильм, может оказаться бесценен. Он может дать ребенку ощущение, что он не один со своей проблемой и есть люди, которые смогут понять его боль. А еще, когда такой ребенок будет смотреть фильм в подходящей обстановке он будет слышать скрип шариковых ручек, но не тех из звуковой дорожки фильма, а тех, которые он слышал в своей жизни в «звенящей тишине своей ситуации». И если это получится, то наш ребенок вместе с героем проживет эту историю до хорошего конца и выдохнет. А это как раз тот эффект, созданием которого психодраматисты, со своей стороны, уже 95 лет занимаются на группах.
Вот собственно, я почти все сказал, что хотел. Конечно, в фильме показали не совсем нашу действительность — наша, зачастую значительно грубее и драматичнее... Но я думаю, что предложенная идея, может быть очень продуктивной для того, чтобы увидеть и понять внутренний мир наших детей, и предпринять попытки помочь этому миру исцелиться.
И в завершение, я хочу сказать одну реплику, ради чего это все...
В наших школах, каждый день, дети переживают много болезненных для них событий... И мне кажется, мы сейчас начинаем интересный разговор о возможностях, как нам не оставить детей с их болью и их проблемами в одиночестве.