Переход в ранние сцены в психодраме

Год назад я написал заметку «Переход в ядерные сцены» на психодраматическом форуме. Буду понемногу развивать и дополнять эту тему.

Есть такие особые моменты в психодраме, когда директор спрашивает протагониста что-то вроде: «Когда это было с тобой раньше?» – для того, чтобы перейти из текущей сцены в сцену более раннюю, а иногда - и в так называемую «базовую сцену». В этой заметке я попробую поразмышлять о различных вариантах того, как директор может предложить протагонисту сделать этот переход, и какие вопросы может задать протагонисту.

Директор может предложить переход из сцены в сцену из разных своих ролей. Самой простой классификацией, мне кажется, могла бы быть такая. Директор может сделать:

  • Директорский вопрос к протагонисту
    • пример: Когда это было с тобой раньше?
    • роль директора: терапевт, спрашивающий
  • Директорское дублирование
    • пример: Такие ситуации бывали со мной уже не раз...
    • роль директора: дубль, внутренний голос
  • Директорский вопрос к протагонисту в зеркале
    • пример: Какие ситуации твоей жизни тебе напоминает эта сцена?
    • роль директора: терапевт-наблюдатель, смотрящий вместе с протагонистом на ситуацию со стороны

Придуманные мною варианты я прдеставил в виде директорских вопросов, но естественно их все можно превратить и в формы директорского дублирования. Запрос ситуации

  • Когда и в каких ситуациях ты испытывал это переживание раньше?
  • И когда ты ощущаешь это чувство, какие ситуации из твоего прошлого всплывают в твоей памяти?
  • Были ли ситуации когда ты чувствовал себя так же, как сейчас?
  • В какой ситуации ты мог чувствовать это раньше?
  • Какие ситуации твоей жизни тебе напоминает эта сцена?
  • Какие ситуации из твоего прошлого (может быть очень далекого) всплывают у тебя в памяти?
    • …когда ты испытываешь это чувство.
    • …в которых ты испытывал это чувство.

Запрос возраста

  • В каком возрасте ты мог чувствовать это раньше?
  • На какой возраст ты чувствуешь себя сейчас, в этой сцене?
  • [По твоему ощущению,] сколько тебе сейчас лет?

Запрос места

  • Где ты сейчас? (хорош в связке с предыдущим вопросом)

Запрос персонажа

  • От кого из своих близких в прошлом ты мог слышать эти слова?
  • Во взаимоотношениях с кем в твоем прошлом ты чувствовал себя так?
  • Кому из своего прошлого ты мог бы говорить такие слова?

Абстрактно-общие формы

  • Какую сцену твоего детства это тебе напоминает?
  • Когда ты испытывал это раньше?

С элементами наведения (по мотивам М.Р.Гинзбурга)

  • И прямо сейчас, закрой глаза, и оставайся в контакте с этим чувством. И позволь свому телу ощутить его. Попробуй ощутить, знакомо ли телу это чувство? Когда и в каких ситуациях ты испытывал это чувство раньше?

С элементами наведения, по мотивам техники ЭГ «аффективный мост» (из М.Р.Гинзбурга)

  • И вот прямо сейчас, закрой глаза, и оставайся в контакте с этим чувством и может быть даже немного усиливай его, пока в памяти не всплывет какая-то ситуация твоего прошлого, в которой ты испытывал его (потом можно запросить "более раннюю", а потом "самую раннюю").

А классификация тут напрашивается следующая: Классификация по тому, что запрашивается у протагониста:

  • Вся ситуация (сцена)
  • Компоненты ситуации
    • Возраст (Когда?)
    • Персонажи (Кто?)
    • Место (Где?)

Классификация по тому, на что следует опираться протагонисту в поиске воспоминания:

  • На чувство (... когда ты чувствовал это)
  • На ощущение в теле (... когда ты ощущал это)
    • На телесный симптом (... когда этот симптом проявлялся особенно сильно)
  • На ситуацию, структуру сцены / из зеркала (... были ли ситуации ...)
  • На компоненты психодраматического действия
    • На услышанные слова (... когда ты мог слышать эти слова?)
    • На сказанные слова (... кому ты говоришь эти слова?)
    • На "послание" (... кто мог, если не сказать, то подумать так?)
    • Непосредственно на действие (... когда уже с тобой происходило нечто подобное?)