Переход в ранние сцены в психодраме
- Категория: Заметки о психодраме
- Опубликовано: 16.02.2010
Год назад я написал заметку «Переход в ядерные сцены» на психодраматическом форуме. Буду понемногу развивать и дополнять эту тему.
Есть такие особые моменты в психодраме, когда директор спрашивает протагониста что-то вроде: «Когда это было с тобой раньше?» – для того, чтобы перейти из текущей сцены в сцену более раннюю, а иногда - и в так называемую «базовую сцену». В этой заметке я попробую поразмышлять о различных вариантах того, как директор может предложить протагонисту сделать этот переход, и какие вопросы может задать протагонисту.
Директор может предложить переход из сцены в сцену из разных своих ролей. Самой простой классификацией, мне кажется, могла бы быть такая. Директор может сделать:
- Директорский вопрос к протагонисту
- пример: Когда это было с тобой раньше?
- роль директора: терапевт, спрашивающий
- Директорское дублирование
- пример: Такие ситуации бывали со мной уже не раз...
- роль директора: дубль, внутренний голос
- Директорский вопрос к протагонисту в зеркале
- пример: Какие ситуации твоей жизни тебе напоминает эта сцена?
- роль директора: терапевт-наблюдатель, смотрящий вместе с протагонистом на ситуацию со стороны
Придуманные мною варианты я прдеставил в виде директорских вопросов, но естественно их все можно превратить и в формы директорского дублирования. Запрос ситуации
- Когда и в каких ситуациях ты испытывал это переживание раньше?
- И когда ты ощущаешь это чувство, какие ситуации из твоего прошлого всплывают в твоей памяти?
- Были ли ситуации когда ты чувствовал себя так же, как сейчас?
- В какой ситуации ты мог чувствовать это раньше?
- Какие ситуации твоей жизни тебе напоминает эта сцена?
- Какие ситуации из твоего прошлого (может быть очень далекого) всплывают у тебя в памяти?
- …когда ты испытываешь это чувство.
- …в которых ты испытывал это чувство.
Запрос возраста
- В каком возрасте ты мог чувствовать это раньше?
- На какой возраст ты чувствуешь себя сейчас, в этой сцене?
- [По твоему ощущению,] сколько тебе сейчас лет?
Запрос места
- Где ты сейчас? (хорош в связке с предыдущим вопросом)
Запрос персонажа
- От кого из своих близких в прошлом ты мог слышать эти слова?
- Во взаимоотношениях с кем в твоем прошлом ты чувствовал себя так?
- Кому из своего прошлого ты мог бы говорить такие слова?
Абстрактно-общие формы
- Какую сцену твоего детства это тебе напоминает?
- Когда ты испытывал это раньше?
С элементами наведения (по мотивам М.Р.Гинзбурга)
- И прямо сейчас, закрой глаза, и оставайся в контакте с этим чувством. И позволь свому телу ощутить его. Попробуй ощутить, знакомо ли телу это чувство? Когда и в каких ситуациях ты испытывал это чувство раньше?
С элементами наведения, по мотивам техники ЭГ «аффективный мост» (из М.Р.Гинзбурга)
- И вот прямо сейчас, закрой глаза, и оставайся в контакте с этим чувством и может быть даже немного усиливай его, пока в памяти не всплывет какая-то ситуация твоего прошлого, в которой ты испытывал его (потом можно запросить "более раннюю", а потом "самую раннюю").
А классификация тут напрашивается следующая: Классификация по тому, что запрашивается у протагониста:
- Вся ситуация (сцена)
- Компоненты ситуации
- Возраст (Когда?)
- Персонажи (Кто?)
- Место (Где?)
Классификация по тому, на что следует опираться протагонисту в поиске воспоминания:
- На чувство (... когда ты чувствовал это)
- На ощущение в теле (... когда ты ощущал это)
- На телесный симптом (... когда этот симптом проявлялся особенно сильно)
- На ситуацию, структуру сцены / из зеркала (... были ли ситуации ...)
- На компоненты психодраматического действия
- На услышанные слова (... когда ты мог слышать эти слова?)
- На сказанные слова (... кому ты говоришь эти слова?)
- На "послание" (... кто мог, если не сказать, то подумать так?)
- Непосредственно на действие (... когда уже с тобой происходило нечто подобное?)