Лекция-презентация психодрамы в МПГУ

Это текст моей сегодняшней 15-ти минутной лекции-презентации о психодраме на конференции в МПГУ. 

 

Добрый день, друзья. Меня зовут Павел Корниенко, я психолог, психотерапевт, психодраматист, ведущий обучающих и терапевтических программ по психодраме. И мне выпала честь и удовольствие немножко рассказать вам о психодраме. Готовы?

Итак, психодрама...

Первое, что нужно сказать, что психодраме, как методу психотерапии, совершенно не повезло с названием. Это глупо звучит, но зачастую кажется, что имей она другое название, она могла бы быть распространена значительно сильнее. Название «психодрама» просто транскрибировали с английского, но дело в том, что в той языковой среде это название не вызывает ассоциаций, как в русском, ни с «драматичностью», ни с театром, ни с «психованностью». Если бы название метода переводили строго по смыслу, то получилось бы что-то вроде «терапии действием» или, как это ни странно, «терапии изучения психического поведения».

Обратите внимание на это слово, которое я употребил — поведение. Правда неожиданно? Обычно это слово употребляется применительно совсем к другим методам. А у психодрамы действительно есть странная двойственность, которая проявляется даже в том, как ее описывают в классической литературе. Некоторые авторы относят ее к гуманистически-феноменологическим методам, а некоторые, внезапно, — к поведенческим! И в этом есть правда. Психодрама исторически появилась в тот момент, когда уже были методы, активно анализирующие внутренний мир человека, и Морено уже как будто почувствовал необходимость больше смотреть в сторону действия, поведения, реальности жизни. Для меня в этом и есть главная сила психодрамы — одной ногой она устойчиво опирается на феноменологию, на безусловное право каждого человека на свой субъективный внутренний мир, а другой — на исследование и изменение поведения, т.е. на максимально объективную реальность. А вы чувствуете, к какому интересному заявлению я подхожу? — Я подхожу к тому, что по сути, психодрама является методом, который  одинаково интересуется как объективной так и субъективной сторонами жизни, при этом не редуцируя ни первое, ни второе. А редукция чего-то одного в пользу другого — это ведь старая проблема как вообще психологии, так и многих методов психотерапии.

Двигаюсь, дальше...

Итак, что такое психодрама? Психодрама — это один из классических методов психотерапии (используемый для любой психотерапевтической работы), который стремиться все, что только можно делать через непосредственное физическое или коммуникативное действие. Все что только можно, — это обе грани терапевтической работы, первая грань — это исследование сложностей, вторая — работа по изменению, освоению нового. А выглядит все это обычно как особое терапевтическое разыгрывание условных ситуаций или сценок.

Вот смотрите, приведу пример, исследования реальности через действие. К нам приходит человек и жалуется на страх делать презентации на работе перед коллективом сотрудников. Если его спросить, почему так — он, скорее всего, начнет это как-то объяснять. И некоторые так далеко заходят в своих объяснениях, что запутывают и себя, и терапевта. Но если сделать две пятиминутные незамысловатые сцены: 1) про то, как он идет к аудитории перед выступлением... 2) а потом, как начинает говорить перед людьми… То мы, как и он сам, очень быстро поймем, что с ним действительно происходит во время этого, а это может быть чем-то совсем иным, чем то, что он сам думает, что с ним происходит.

Или вот другой пример, как в психодраме происходит исследование реальности через действие. Например, приходит к нам барышня и начинает жаловаться на своего парня... такой, сякой, плохой — ну, в общем, злится на него. Эти чувства — это ее правда... но это зачастую не вся правда, не  полной мере вся. А предлагаешь ей пятиминутное простое действие, говоришь клиентке: «Представь пожалуйста своего молодого человека прямо сейчас стоящим вот тут в комнате, вот на этом месте! Просто представь!», можно еще стул туда поставить или предмет положить, «и можешь прямо сейчас посмотреть на него, и вот сейчас когда смотришь на него, какие чувства к нему появляются?»... и сплошь и рядом сделав так, мы слышим от клиента совсем другой текст, чем слышали 5 минут назад, пока его «здесь еще не было». А в этот момент, например, мы можем услышать от нее, весьма изменившейся в лице: «я вообще боюсь с ним спорить, боюсь, что он меня бросит». И ведь это тоже правда... и эта правда показывает, что ситуация значительно более сложная и объемная, чем могло показаться изначально! Понимаете как это сработало? В этом примере, непосредственное действие, помогло нам увидеть второй уровень переживаний к партнеру, вернуло нас к «грустной реальности отношений», которую нельзя не учитывать в работе. Это собственно был пример, как непосредственное коммуникативное действие в условной ситуации, очень быстро продвинуло клиента вперед, в отличие от описательного рассказа про ситуацию.

И мои два примера были про то, как мы исследуем реальные сложности в психодраме через действие... а есть еще большая часть работы, как мы учимся новому. Давайте покажу на том примере про человека, который боялся выступать. После того, как мы поняли, что с человеком реально происходит до и во время выступления и сделали некоторую терапевтическую работу с его переживаниями, которую сейчас мне будет слишком долго описывать, то рано или поздно мы с моим клиентом обязательно вернемся в ту сцену, когда он вновь будет идти на выступление и вновь окажется перед аудиторией. Эта сцена делается для того, чтобы прямо здесь, в непосредственной приближенной к реальности ситуации пробовать учиться тому, что он еще не умеет... Но очень важно, что психодраматическая сцена — это еще не реальность, реальность часто оказывается слишком сложной для того, чтобы в ней чему-то учиться... А вот в психодраматической сцене, мы можем легко отрегулировать степень сложности, так, чтобы попасть в зону ближайшего развития и начать пробовать с того что легко... Вот шутливый пример, но он показывает принцип: если в реальности человек не может выйти к людям, то можно, например, предложить ему прочитать лекцию 5-м маленьким жучкам сидящем на столе — это ведь значительно проще? Так? А вот например в группе, мы можем попросить 5 реальных человек сыграть роль этих «жучков» — и практика показывает, что это срабатывает. Вот смотрите, как мы изящно обманули психику… а опыт при этом мы как ни странно получаем настоящий, как будто одна часть психики тренируется на «жучках», а вторая часть присваивает опыт с людьми. Смотрите, как изящно объединили внешнее и внутреннее, субъективное и поведенческое, воображаемое и реальное... Это был условный пример, как мы через непосредственное действие нарабатываем новый опыт и стимулируем изменения.

Времени мало, буду завершать, итак самое главное…

1. Психодрама стремится через непосредственное действие и воссоздание поведения как исследовать сложности, так и разрешать их.

2. Психодрама всегда опирается на две опоры: феноменологию — право каждого человека на собственный субъективный мир, и исследование поведения — исследования непосредственных действий человека в реальности его жизни.

3. Психодрама стремится «подружить» субъективный, внутренний мир человека и его реальную жизнь — признавая их оба одинаково важными. Психодрама стремится сделать так, чтобы богатый внутренний мир человека помогал ему быть эффективным во внешнем, и это, в свою очередь, обогащало вновь его внутренний мир.

 

PS. Текст, пока сырой. Если вы увидели ошибку или неточность — буду благодарен, если вы исправите ее в копии на google-docs.

Павел Корниенко / Лекция-презентация психодрамы на 15 минут / v1-110