Психодрама и монодрама в индивидуальной работе

Материалы учебного курса по психодраме

Павел Корниенко; вариант: v1-100 от 18.04.2014

 

Оглавление

 

Что такое монодрама?

Адам Блатнер, в сборнике психодраматических терминов и техник, определяет ее так: монодрама — это вариант психодраматической работы, в котором только протагонист играет роли, и соответственно не задействуются «актеры», а лишь стулья или предметы. Такая техника может использоваться в групповой работе и может быть частью индивидуальной психотерапии. Также он  упоминает, что монодрамой в широком смысле — называют использование психодрамы в индивидуальной работе, когда терапевт попеременно исполняет роли директора, дубля и дополнительных я.

 

Варианты использования психодрамы в индивидуальной работе

Можно выделить три варианта использования психодрамы в индивидуальной работе:

1. Наиболее распространен вариант, когда терапевт большинство времени работает в разговорном жанре, но вставляет в него небольшие психодраматические кусочки, в тех местах, где они могли бы быть полезны клиенту.

Также есть следующие варианты:

2. Некоторые терапевты изначально договаривается с клиентом работать индивидуально только с помощью психодрамы. И тогда, они с начала до конца сессии, в пространстве кабинета делают психодраму аналогичную групповой, начиная с фокусирующего разговора и заканчивая шерингом. А т.к. классическая психодрама может требовать большего времени чем обычный психотерапевтический час, то в этом варианте, одна длинная психодраматическая работа может быть распределена на несколько сессий.

3. И есть вариант, когда терапевт предлагает клиенту работать в индивидуальной работе по структурированной схеме с небольшой психодраматической работой в середине: 1) разогрев и фокусировка, 2) психодраматическое действие, 3) шеринг, 4) рефлексия и совместный анализ психодраматического фрагмента. В этом варианте, важным этапом является анализ психодраматического фрагмента, на который выделяется достаточно времени, а это в свою очередь требует короткой психодраматической части.

Выбор того или иного варианта работы, не в последнюю очередь зависит от стилистических предпочтений психотерапевта и его профессиональной подготовки. Если же терапевт умеет и согласен работать в любом жанре, то они могут вместе с клиентом выбрать вариант опираясь на потребности и предпочтения клиента.

 

Наиболее простые формы психодрамы для индивидуальной работы

Конечно, средствами психодрамы можно делать всю психотерапевтическую работу, от первой до последней минуты сессии. Но это не всегда целесообразно. Например, на этапе предварительного исследования сложности клиента, психодраматическая форма порой может быть слишком громоздкой и медленной. Но важно понимать, что в некоторых случаях, психодрама, дает терапевту отличные, эффективные и компактные формы работы, аналогов которых нет в разговорном жанре психотерапии.

Вот наиболее простые и эффективные ее формы:

В индивидуальной работе, есть особый смысл, стремится предлагать клиенту простые, компактные и ясные формы психодрамы. Это важно не только из-за ограничений по времени, но и потому, что из-за отсутствия актеров в монодраме — сцены теряют часть своей естественной наглядности, а нам важно к ней стремиться.

Далее в тексте, образ человека с которым клиент «встречается в психодраматической сцене», я буду называть психодраматическим визави или просто визави.

 

Варианты психодраматической сцены и обозначения ролей в монодраме

Лучшим вариантом создания психодраматических сцен в монодраме, почти всегда будет использование пространства помещения, с обозначением ролей с помощью стульев или предметов.

Также распространен вариант построения психодраматической сцены на столе, с помощью небольших предметов или игрушек. В этом варианте, лучшим способом обозначить, что клиент сейчас говорит от имени некоторой роли — это взять игрушку или предмет в руку и начать «ею играть», как это делают дети. Технология введения в роль идентична технологии в групповой психодраме, но есть одна особенность. Важно следить, чтобы, когда клиент держит игрушку в руке — он телесно включался в игру, чтобы тело, поза и движения клиента соответствовали играемой роли. Именно поэтому, более предпочтительный вариант — это взять игрушку в руку, а не, скажем, прикоснуться к ней пальцем, т.к. последний вариант может ограничивать свободу движения клиента.

Есть вариант, когда сцена рисуется на листе бумаги. В этом случае клиент может менять роли вращая лист бумаги таким образом, чтобы всякий раз смотреть на сцену со стороны взятой роли.

А когда мы делаем психодраматические встречи мы часто нуждаемся не в сцене как таковой, а просто в двух ролях напротив друг-друга. Еще одним вариантом, как мы можем это сделать — это взять в руки две игрушки, одну в руки клиенту, а вторую терапевту. И они могут сыграть диалог этими игрушками, меняясь ими там, где надо поменяться ролями. Так же можно сделать это с помощью пальцевых кукол или в даже просто «сыграть руками».

В процессе обучения всегда хорошо попробовать разные варианты. А попробовав их, вы убедитесь, самый простой и традиционный вариант — использование пространства помещения со стульями или предметами — чаще чем кажется, будет наилучшим выбором.

 

Надо ли рассказывать клиенту о психодраме?

Любой психотерапевтический прием работает тогда, когда клиент понимает его психологический смысл, а так же согласен и готов его делать — это так и для всех психодраматических элементов. Но кроме смысла каждого действия, нам важно, чтобы клиент понимал и «язык психодрамы», например, что значит, когда терапевт кладет руку на спинку стула, а что — когда он подходит к клиенту и становится сзади-сбоку.

Встречается практика, когда психодраматист в начале работы с клиентом рассказывает ему общую информацию о психодраме и ее техниках. В некоторых случаях, такой рассказ может быть хорошим способом войти в контакт и уменьшить тревогу клиента. Но важно понимать, что это не уменьшает необходимость объяснять каждый шаг терапевта уже в реальном психодраматическом фрагменте.

Так или иначе, в любом случае, перед каждым действием терапевту необходимо:

 

Как предложить клиенту психодраматическую сцену?

Если между клиентом и терапевтом есть изначальная договоренность работать с помощью психодрамы, то вопрос «как предложить клиенту психодраматическую сцену?» отпадает сам собой, разве что остается вопрос о ее выборе и подходящем разогреве. Вопрос актуален, если такой договоренности нет, например потому, что терапевт работает в разных методах и не хочет себя ограничивать одним, или не видит необходимости «нагружать» клиента не нужной ему информацией о технических деталях работы. В этом случае, терапевту важно научиться предлагать клиенту психодраматические сцены таким образом, чтобы клиент соглашался там где это ему будет полезно и легко отказывался там, где он этой полезности не чувствует. Научиться хорошо предлагать клиенту психодраматические сцены — это важное и сложное искусство.

Лучший из всех возможный вариантов — это предлагать клиенту не абстрактное психодраматическое действие, а конкретную сцену, понятную клиенту и напрямую вытекающую из обсуждаемой темы. Для большинства людей характерно желание избегать действий, которые воспринимаются как непонятые или непредсказуемые. По этой причине, терапевту важно в своем предложении рассказать клиенту что будет происходить в сцене и зачем. Также, люди стремятся избегать того, что грозит им увеличением эмоционального накала. Эту сложность легче всего решать предварительным «разогревом» клиента на каждую конкретную сцену.

 

Простой разогрев на встречу с человеком

Разогреть клиента на предстоящую психодраматическую встречу с человеком проще всего так: предложить клиенту начать мысленный разговор с визави прямо еще во время диалога с терапевтом. Например, терапевт во время разговора с клиентом о некотором человеке, может спросить его:

И когда клиент скорее всего произнесет некую реплику в третьем лице, например: «Я бы сказал, что обижаюсь на него». Терапевт может сразу предложить ему вариант прямого обращения:

В этом месте, внимательный терапевт, уже будет видеть, имеет ли смысл разворачивать этот разговор далее и делать его психодраматически. И если терапевт будет считать, что может быть полезно разворачивать этот разговор, то он может договориться с клиентом о его продолжении, например вот так:

Или вот так:

 

Простой разогрев на воссоздание ситуации

Разогреть клиента на психодраматическое воссоздание некоторой ситуации еще проще. Когда терапевт посчитает, что может быть полезным подробно восстановить некоторую ситуацию о которой они говорят с клиентом, он может сделать следующее. Он может сам встать и начать, перемещаясь в пространстве «воссоздавать эту ситуацию вокруг себя», запрашивая у клиента необходимые детали. И если по реакции клиента он увидит, что в этой работе есть смысл, то в какой-то момент он может предложить клиенту включиться в эту игру, например, так:

Тут важно понимать, что согласившись на это предложение, клиент не дал согласие на что-то иное кроме как «показать». И про следующие действия с ним надо будет договориться отдельно. Но т.к. клиент уже согласился включиться в игру, и уже мог испытать на себе ее полезные свойства — то объяснить ему полезность следующих действий будет значительно проще.

 

Как понять какую сцену предложить клиенту?

В общем виде, мы никогда не может знать наверняка, какая сцена будет продуктивной для клиента. Но мы можем пользоваться очень простым способом — предлагать клиенту примериваться к той или иной сцене в мысленном эксперименте и по его реакции смотреть, стоит ли ее разыгрывать психодраматически. А если после этого мы решим, что можно предложить клиенту разыграть эту сцену, то наше мысленное к ней «примеривание» как раз становится нашим предварительным разогревом на нее. Приведенные выше варианты разогрева на разные сцены как раз являются примерами организации такого мысленного «примеривания к потенциальным сценам».

 

Организация психодраматического взаимодействия между ролями

Важно понимать, что один из самых главных компонентов делающих психодраму психодрамой — это эмоциональное взаимодействие между ролями, а отнюдь не само содержание реплик между ролями или расположение ролей на сцене. Эмоциональное взаимодействие — это когда одна роль своими переживаниями «затрагивает» другую. Это одно из самых сложных мест в индивидуальной психодраматической работе, т.к. у нас нет актеров, благодаря игре которых, это эмоциональное взаимодействие легко и естественно происходит на группе.

Есть три базовых варианта, как мы можем организовать эмоциональное взаимодействие между ролями:

Все три вышеприведенных варианта могут потребоваться директору в индивидуальной работе. Есть клиенты, которым легче всего воспринимают первый вариант. А есть клиенты, у которых только третий вариант вызывает ясный эмоциональный отклик. Есть клиенты, которым «маячащий перед глазами» терапевт во втором и третьем вариантах, мешает увидеть в своем воображении своего психодраматического визави. А есть те, кто пока не увидит перед собой живого человека, не может представить себя в ситуации, что говорит кому-то живому. Пробуйте делать по-разному, экспериментируйте! Через некоторое время вы начнете чувствовать, какой вариант лучше всего подходит к каждой ситуации.

 

Риск «смешения реальностей»

Следует с осторожностью использовать вариант, когда сам терапевт играет роли в индивидуальной работе. Непосредственная игра роли терапевтом создает риск «смешения реальностей» у клиента. Например, клиент может одновременно видеть и своего психодраматического визави в сцене, но одновременно он может видеть и терапевта играющего роль и, например, смущается этим. Такое «смешение» в самом лучшем случае мешает клиенту быть целиком в реальности своей сцены, а порой может просто разрушать психодраматическую работу.

Дело еще осложняется тем, что терапевт является единственным человеком в пространстве индивидуальной работы и отношения с ним всегда являются очень значимыми. Эти два фактора, сами по себе будут мешать клиенту увидеть в терапевте только своего психодраматического визави.

Самой опасной может быть ситуация, если вдруг клиенту покажется, что то что терапевт выражает к нему из роли визави - это сам терапевт к клиенту и испытывает. Вероятность этого тем больше, чем больше клиент «озабочен» темой отношений между ним и терапевтом. В общем случае, любая тревога клиента про отношение терапевта к нему, может являться показанием к избеганию непосредственной игры ролей терапевтом.

Интересно, что опираясь на эти понимания, можно описать как этот риск минимизировать. Для этого нам надо, чтобы 1) отношения между терапевтом и клиентом, были ясными и надежными; 2) в момент когда терапевт играет роль, клиент гарантировано был погружен в реальность своей сцены. Последнее, например, можно сделать так - если в начале терапевт предложит клиенту услышать слова визави мысленно, потом несколько раз символически озвучит роль, всякий раз убеждаясь, что клиент погружен в свою сцену, — то после этого, предложение терапевта самому сыграть роль, может быть уже в зоне безопасного и полезного. Такое предложение может, например, звучать так: «давай в этот раз я сам сыграю роль твоего визави, чтобы тебе было легче почувствовать как его слова воздействуют на тебя».

Так же полезно отметить, что игра ролей терапевтом, может быть уместной если ситуация не слишком эмоционально затрагивает клиента. Доводами в пользу этого будут такие идеи:

 

Важные детали в организации взаимодействия между ролями

Индивидуальная работа требует от директора более тщательного технической проработки взаимодействия ролей, чем работа в группе. Из-за отсутствия актеров, индивидуальная работа более чувствительна к мелким техническим деталям.

 

Особые возможности в индивидуальной работе

Этот раздел оставлен напоследок, т.к. он потенциально может быть очень большим. С вашего разрешения, я не  буду претендовать на его полноту, и просто приведу в нем несколько интересных идей.

 

Использования воображения в индивидуальной работе

Индивидуальная работа, с одной стороны допускает, а с другой — даже требует более широкого использования воображения клиента. Т.е. предложения клиенту что-то представить или достроить мысленно.  В ней более уместно использовать воображение клиента, чем в групповой работе, т.к. у нас нет необходимости делать всю работу понятной для группы, достаточно, чтобы сам клиент понимал, что происходит и был эмоционально вовлечен в сцену. Но во многих ситуациях, нам просто необходимо использовать воображение клиента, т.к. нет никакого способа сделать это иначе. Например, когда клиенту в сцене важно пережить объятия его визави — сделать это в воображении — один из самых простых и функциональных вариантов.

Но отмечая необходимость большей опоры на воображение в индивидуальной работе, мне кажется важным отменить, что психодраматист будет психодраматистом, а психодрама — психодрамой, если:

 

Варианты использования предметов

В индивидуальной психодраматической работе особое место занимают техники, опирающиеся на символизацию. Например, объект, субъект или явление, вызывающее переживания клиента можно символически обозначить материальным предметом. И когда мы в дальнейшей работе начинаем с этим предметом психодраматически взаимодействовать, то через это взаимодействие мы можем получить доступ к изменению изначальных переживаний клиента.

Также, использование предметов может давать интересные возможности для погружения в сцены или усиления переживаний. Например, что-то мягкое и приятное на ощупь иногда может помочь клиенту мысленно прикоснуться к ощущению теплых объятий. А крепкий предмет в руке, вполне может обозначать оружие для нападения или защиты, давая его обладателю все нужные преимущества.

 

Заключение

Индивидуальная психодраматическая работа, безусловно, имеет свои ограничения перед психодрамой в группе. Но при умелом обращении мы можем добиться сопоставимой эффективности ее работы и сохранения большинства важных и уникальных свойств психодраматерапии.

Буду рад вашим откликам и замечаниям!

 

Павел Корниенко / Психодрама и монодрама в индивидуальной работе / v1-100